На примере нескольких ключевых суфийских терминов демонстрируется специфика и развитие мистических идей в арабском и персидском суфизме.
В ходе цикла будут рассмотрены две темы:
Рассматривается метафора облачения человека (араб. libās), которая приобретает особую популярность в суфийской (как арабской, так и персидской) литературе, начиная с речений известных шайхов: Творец облекает верующих своими дарами, что объясняется как знак божественной благодати. С термином libās семантически тесно связан ряд терминов talbīs, iltibās, которые также будут рассмотреты в лекции. Облаченный в сияние Бог, облекающий светом мистика, становится одной из самых ярких метафор иранского мистицизма, например, встречается у «шайха озарения» ас-Сухраварди. Специфика этого образа, наряду с независимым развитием его у гностиков, христиан, манихеев и в еврейской каббале наводит на мысль о внешнем влиянии, восходящем к какому-то гностическому или манихейскому источнику.
Перевод кл.-перс. jān носит двоякий характер, как душа и как дух. Исходя из логики, пара jān / ravān должна полностью соответствовать арабской дихотомии nafs / rūḥ, получившей обоснование в Коране, однако употребление лексемы jān в корпусе классической персидской литературы не сводится к значению ‘душа’, но иногда соответствует понятию ‘дух’. Значение обоих лексем поливалентно: jān ‘душа, дух, жизненное начало’, ravān ‘жизнь, дух, душа, сердце’. В одних и тех же памятниках встречаются понятия jān, ravān, nafs и rūḥ. Настоящий доклад посвящен вопросу возникновения подобной поливалентности в персидской литературе на примере наследия ʿАттара и Худжвири Джуллаби.
Лектор: Башарин П.В. кандидат философских наук, доцент кафедры современного Востока и Африки, директор Университетского международного российско-иранского центра РГГУ.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.