История суфизма в Дагестане в советский период отличается разнообразием
дебатов не только внутри самих суфийских групп, но и в контексте религиозной
политики СССР. Эти, на первый взгляд, параллельные реалии на самом деле тесно
пересекаются в советский период. Дискуссии о легитимности суфизма внутри
богословской дискуссии берут свое начало с имперского периода. Первоначально эти
дискуссии о легитимности тех или иных ветвей суфизма шли внутри самих суфийских
общин, как об этом свидетельствуют арабоязычные письменные источники. С
развитием идей мусульманского реформаторства в Дагестане эти дискуссии
продолжались с разной интенсивностью уже в рамках признания или непризнания
легитимности суфизма в исламе.
Отношение советской власти к суфизму было чаще всего негативным. Если на
раннем этапе социалисты привлекли на свою сторону ряд крупных суфийских шейхов,
то начиная с конца 1920-х гг. многие мусульманские ученые, в том числе суфийские
шейхи подверглись репрессиям.
Частичная легализация ислама в середине 1940-х гг. позволила мусульманам
открыть некоторые мечети на Северном Кавказе. Вместе с тем отношение
соответствующих органов советской власти, курировавших религиозную жизнь в
СССР, к суфизму оставалось негативным. В лекции будет рассказано о тесном
переплетении богословских дискуссий о суфизме в ранний советский период, политике
СССР по отношению к суфизму, деятельности Духовного управления мусульман
Северного Кавказа по отношению к суфиям, а также о том, как богословские дискуссии
о легитимности суфизма были тесно переплетены с политикой официального
советского муфтията и советских органов власти, ответственных за соблюдение
законодательства о религиозных культах в СССР.
Лектор:
Шамиль Шихалиев,
ИВ РАН, Москва.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.