Отличительной особенностью ислама в самых различных его ответвлениях остается большое внимание к праву (фикх, шари‘ат) и в целом нормативной сфере. Наряду с универсальным исламским правом мусульманское правосудие признает юридическую силу за местным правовым обычаем (‘адат, ‘урф), регулирующим отношения верующих между собой и с представителями других религий (му‘амалат).
Немалый вклад в изучение ‘адата и шари‘ата внесли европейские (и российские) ученые колониальной эпохи. На российском Кавказе, во французском Магрибе, в голландской Индонезии было собрано множество документов и нормативных актов, сделаны классические описания правовых обычаев кровной мести, барантования, очистительной коллективной присяги и связанного с ними шариатского правосудия. Многое в этих наблюдениях подмечено верно, но встречаются в них и дезориентирующие ориенталистские стереотипы, некоторые из которых до сих пор не изжиты в науке.
В лекции будет рассказано о сборе и обобщении материалов по ‘адату и шари‘ату в XIX – первой трети XX в, разобраны основные научно-практические проекты использования шариатского правосудия для управления мусульманских колоний европейских держав, преимущественно на Восточном Кавказе и в мусульманских регионах Индонезии, где работали всемирно известные ориенталисты из научных школ М.М. Ковалевского и К. Ван Волленховена. Будет объяснено, почему провалились все без исключения колониальные проекты кодификации обычного и исламского права, почему европейским колонизаторам не удалось противопоставить ‘адат шари‘ату, почему колониальное завоевание и создание режимов косвенного управления с опорой на обычное право сопровождались растущей шариатизацией быта и права мусульман европейских колоний. Также будет рассмотрена оригинальная гипотеза, согласно которой ‘адат следует рассматривать не как самостоятельную систему обычного права, но как тесно связанный с исламским правом и теряющий смысл без него (хотя нередко и противоречащий шари‘ату) правовой обычай; описаны общие и местные тенденции его развития на периферии мусульманского мира в колониальную и постколониальную эпохи.
Лекция основана на оригинальных арабоязычных и арабографичных рукописных документах, надписях и устных источниках, собранных лектором с середины 90-х гг. прошлого века «в поле» на Кавказе, в частных и государственных архивах в Горном Дагестане, Махачкале, Нальчике, Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорк, Стамбуле, Париже и Амстердаме.
Лекция состоится в Zoom. Начало трансляции 18:30 (по Мск).
Лектор:
Владимир Бобровников, к.и.н., заведующий Центром изучения Центральной Азии,Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН, профессор Департамента истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.